Процедура оформления наследства
Люди из поколения в поколение, так или иначе, накапливают какое-либо имущество, которое после их переходит к их потомкам, для того, что бы это имущество не попало в руки государства, необходимо наличие потомков и механизма перехода имущества по наследству. В нашей стране механизмом передачи наследственного имущества, выступает наследственное право.
Процедура оформления наследства регулируется положениями части III, разделом V Наследственное право, Гражданского Кодекса РФ.
Само наследство состоит из наследственной массы, которая формируется из имущества (движимые и недвижимые вещи), принадлежащего наследодателю на день смерти, а также имущественные права и обязанности.
Также наследованию подлежат имущественные обязанности наследодателя, которыми могут оказаться, например различные долговые обязательства, договор займа. Кредиторы в этом случае обязаны сами письменно обратиться к нотариусу, ведущему наследственное дело. При этом не наследуются права и обязанности, связанные с личностью самого умершего. Например, обязанность платить алименты, обязательства по возмещению причиненного жизни и здоровью вреда.
Наследуемое имущество подлежит наследованию по закону или по завещанию:
-
При наследовании по завещанию наследодатель заблаговременно распоряжается принадлежащим ему имуществом на случай своей смерти и составляет завещание. Завещание является односторонней сделкой и тем самым может быть оспорено в суде.
-
При отсутствии завещание, наследование происходит по закону. При наследовании по закону наследство получают наследники ближайшей очереди.
Процедура оформления наследства начинается с принятия наследства наследниками. Принятие наследства осуществляется путем подачи к нотариусу заявления о выдачи Свидетельства о праве на наследство. Нотариус, которому необходимо подавать данное заявление определяется, как правило, по месту жительства и первой букве фамилии наследодателя. Данные действия необходимо произвести в течении 6 месяцев.
Для подтверждения того, наследник умершего действительно является таковым, необходимо представить нотариусу документы, подтверждающие родство наследника с умершим. В зависимости от того, какое имущество включается в наследственную массу –также необходимо представить документы, подтверждающие право собственности наследодателя на вещь и при необходимости документацию, указывающие на технические параметры наследуемого имущества.
Порою при сборе этих документов возникают некоторые сложности, связанные с различными проблемами по оформлению и поиску этих документов, а иногда они и вовсе являются утерянными. В случае если документы утеряны, их необходимо восстановить, это все можно сделать самостоятельно или обратиться за помощью к профессиональным юристам.
После того, как все необходимые документы собраны, их необходимо отнести нотариусу, где наследственное имущество и будет поделено между наследниками. После чего каждый наследник получает Свидетельство о праве на наследство.
Свидетельство о праве на наследство является правоустанавливающим документом в отношении наследуемого имущества. На основании Свидетельства о праве на наследство регистрируется переход права собственности на наследуемое имущество, например при оформлении права на жилое помещение, такое как квартира.
Для получения Свидетельства о праве собственности по наследству квартиры необходимо представить следующие документы:
-
Свидетельство о смерти наследодателя
-
Документы, подтверждающие родственные отношения с умершим
-
Правоустанавливающие документы на квартиру
-
Свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру
-
Справка ПИБ об инвентаризационной стоимости квартиры на день смерти наследодателя
-
Технический паспорт на квартиру
-
Выписка из ЕГРП об отсутствии арестов и запрещений на квартиру
Свидетельство о праве на наследство в отношении недвижимого имущества должно быть зарегистрировано в территориальном Управлении Федеральной регистрационной службы. После этого Вы можете осуществлять права владения и пользования недвижимым имуществом.
Так же принятие наследства может быть осуществлено доверенным лицом, для этого необходимо у нотариуса сделать доверенность с указанием таких полномочий у представителя.
Сбор всех документов порою занимает много времени. Так же требуется уплата государственных пошлин. Чтобы сэкономить и время и с легкостью преодолеть возможные трудности, многие граждане обращаются за помощью к профессиональным юристам.
Гайдухин Константин Петрович
Усов Вадим Анатольевич