Бизнес планированиеБизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков а также устанавливает способы решения возможных проблем.
Ведущее место в предпринимательской деятельности как на стадии создания собственного дела, так и на стадии функционирования занимает разработка плана мероприятий с указанием конкретных задач, которые необходимо выполнить к определенному сроку, а также установка краткосрочных и долгосрочных планов развития.
Ключевую роль в процессе бизнес-планирования играет разработка бизнес-плана.
Бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков а также устанавливает способы решения возможных проблем.
Обязательного требования разработки бизнес-плана на уровне законодательства нет (исключение составляют кредитные организации). На какой срок будет разрабатываться бизнес-план — определяется каждым предпринимателем самостоятельно. Определенная часть предпринимателей разрабатывает бизнес-план на срок от трех до пяти лет, некоторые предприниматели разрабатывают бизнес-план на срок от одного года до трех лет. Обычно бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год.
Бизнес-план следует разрабатывать при обосновании нового вида деятельности; при выходе с новой или уже выпускаемой продукцией на новые рынки; при необходимости привлечения инвесторов; при получении кредитов; при составлении планов финансовой деятельности; при росте объемов производства продукции.
Однозначного подхода к содержанию и структуре бизнес-плана в научной литературе нет. В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, привлечения партнеров) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
В качестве основных разделов бизнес-плана можно назвать такие разделы как:
-
общая характеристика организации;
-
характеристика товаров (услуг);
-
рынок сбыта товаров (услуг);
-
конкуренция на рынках сбыта;
-
план маркетинга;
-
план производства;
-
организационный план;
-
риски в деятельности организации;
-
финансовый план реализации проекта.
-
1. Общая характеристика организации. Данный раздел разрабатывается после составления всех других разделов бизнес-плана. В данном разделе освещаются следующие моменты:
-
форма собственности предприятия, состав участников, уставный капитал, направление деятельности;
-
основные цели организации, к которым она будет стремиться, например, достижение объемов продаж, получение чистой прибыли;
-
основные стратегии и состав конкретных мероприятий;
-
необходимые объемы инвестиций и источники финансирования;
-
преимущества предлагаемых товаров по сравнению с аналогичными;
-
предполагаемые объемы продаж, ожидаемая выручка, затраты на производство, чистая прибыль;
-
окупаемость и сроки возврата заемных средств и т.д.
2. Характеристика товаров
-
какие товары предполагается выпускать, их описание, характеристики, уникальность, многовариантность использования, надежность;
-
название товара и его изображение (привлекательность), особенности дизайна упаковки;
-
какие потребности призваны удовлетворить выпускаемые товары, регулярно ли их приобретают покупатели (как часто покупают, сколько приобретают за одну покупку);
-
стоимость товаров данной группы (продажная цена), примерные затраты на производство и размер прибыли от единицы товара;
-
имеются ли требования стандартизации и сертификации для данной группы товаров;
-
защищены ли товары патентами, авторскими свидетельствами, имеется ли торговая марка;
-
на каких рынках и как продаются данные товары;
-
качество товара, основные преимущества товаров в глазах потребителей, имеются ли недостатки и какие;
-
гарантийный срок и организация послепродажного обслуживания;
-
стадия жизненного цикла товара сегодня, предложения по модернизации и т.д.
3. Рынок сбыта товаров.
-
определяем рынки сбыта, что влияет на спрос;
-
прогнозы развития рынка, перспективы изменения потребностей покупателей (увеличивается ли население данного рынка, открываются ли рабочие места);
-
реакция рынка на новые товары;
-
импортная емкость и тд.
4. Конкуренция на рынках сбыта
-
примерное количество конкурентов, сколько крупных, динамика увеличения количества;
-
внедрение новых моделей, послепродажное обслуживание;
-
как целесообразно расширять ассортимент;
-
много ли рекламируют конкуренты, какие виды рекламы используют;
-
что является предметом конкуренции: цена, качество, послепродажное обслуживание);
-
сильные и слабые стороны конкурентов;
-
факторы конкурентоспособности товаров, которые предполагает выпускать ваша фирма: качество товара, гарантийный срок, послепродажное обслуживание, скидки, каналы сбыта, рекламное продвижение товаров и т.д.
5. План маркетинга.
-
указываются цели и стратегии;
-
ценообразование (высокое качество — высокая цена, цена в зависимости от цен конкурентов, включение в цену послепродажного обслуживания, включение в цену дополнительных услуг и т.д.);
-
каналы распространения товара (наличие собственного транспорта, оптимальное расположение склада и магазина, емкость склада, наличие посредников при реализации, квалификация сотрудников и уровень обслуживания);
-
методы стимулирования продаж (фирменный стиль, скидки, кредит, бонусы, выставки, ярмарки, зависимость заработной платы работников сбыта от реализации товаров и т.д.);
-
организация послепродажного обслуживания (соответствие ассортимента и качества товаров запросам потребителей, территориальное расположение пунктов обслуживания, среднее количество времени необходимое для ремонта одного товара в сравнении с конкурентами, количество запасных частей на складе, средняя стоимость ремонта в сравнении с конкурентами, квалификация работников и т.д.);
-
реклама (цели, расходы, каналы), формирование общественного мнения и т.д.
6. План производства.
-
разработка продукта (соотношение идеи и конструкции изделия);
-
изготовление (помещение, оборудование, потребности в материалах и трудовых ресурсах, технологический процесс, производственные мощности, контроль качества, возможность расширения предприятия, поставщики) и потребность в капитале;
-
требования норм права (экологические требования, техника безопасности и т.д.).
-
-
7. Организационный план.
-
структура организации, система управления, подразделения;
-
потребность в персонале, уровень образования;
-
набор персонала, подготовка, оплата труда (трудовой договор, испытательный срок, переподготовка, повышение квалификации, методы оценки качества работы, система продвижения по службе и т.д.).
8. Риски в деятельности организации. В этом разделе перечисляются возможные риски, связанные с реализацией проекта, и даются гарантии по возврату заёмных средств (страхование, поручительство сторонних лиц, залог). Вы описываете возможные риски, а так же обстоятельства, которые называются форс-мажорными, и каким образом Вы собираетесь возвращать взятые денежные средства у инвесторов (кредиторов, партнеров).
- производственно-технологический риск;
- риск изменения приоритетов в развитии предприятия;
- неопределенность целей, интересов и поведения предприятий - участников проекта;
- риск несоответствия существующих направлений сбыта и требований к сбыту продукции в соответствии с проектом;
- неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации участников проекта;
- риск несвоевременной реализации проекта и невыхода на расчетную эффективность и др.
9. Финансовый план реализации проекта.
-
прогноз объемов реализации;
-
план поступлений и выплат;
-
план доходов и расходов (аренда, коммунальные платежи, транспорт, реклама, страхование, заработная плата, налоги, доходы);
-
сводный баланс активов и пассивов;
-
стратегия финансирования (собственные средства, кредиты банков, средства партнеров или акционеров, лизинг оборудования, сроки возврата и получения доходов и их размер).
Любой бизнес имеет свои особенности и поэтому не может существовать «стандартного» плана, подходящего ко всем случаям. Предложенная структура бизнес-плана носит рекомендательный характер и дает только общее представление о планировании. 10-09-2013 | ООО «УралИнформПроект» Юридический отдел |
|
реклама на сайте:Сэндвич-панели (Сип-панели)Производим и реализуем сэндвич-панели (сип-панели) для домостроения. Размеры: 1250х2500. Толщина панели по желанию Заказчика. Возможна поставка домокомплекта по Вашему проекту. Выезд замерщика по г. Миасс - бесплатно. www.sip74.ru |