О приоритете при трудоустройстве граждан РФ перед иностранцами
Статистика ФМС гласит, что значительное количество въезжающих в Россию из стран СНГ иностранных граждан впоследствии испытывает затруднения с трудоустройством, что зачастую влечет за собой нарушение порядка пребывания на территории России, режима въезда и выезда, иные негативные последствия. Иными словами, рынок труда в России на данный момент не нуждается в том количестве мигрантов, которое фактически прибывает в Россию.
В целом можно положительно охарактеризовать инициативу ФМС, заключающуюся в предоставлении приоритета при трудоустройстве гражданам РФ перед иностранцами. Полагаем, что это позволит защитить национальный рынок труда от чрезмерного переполнения иностранной рабочей силой.
Статистика ФМС гласит, что значительное количество въезжающих в Россию из стран СНГ иностранных граждан впоследствии испытывает затруднения с трудоустройством, что зачастую влечет за собой нарушение порядка пребывания на территории России, режима въезда и выезда, иные негативные последствия. Иными словами, рынок труда в России на данный момент не нуждается в том количестве мигрантов, которое фактически прибывает в Россию.
Принцип приоритета трудоустройства граждан РФ перед иностранными гражданами провозглашён статьей 17 Закона о занятости населения, согласно которой право привлечения на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. На данный момент во исполнение указанного принципа Правительством РФ используются различные способы регулирования рынка иностранной рабочей силы, такие как установление предельно допустимой доли иностранных сотрудников, квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Несмотря на положительный эффект, который несет в себе введение приоритета трудоустройства граждан РФ, остаются определенные вопросы относительно того, каким образом будет реализовываться данный механизм на практике. Переизбыток мигрантов особо ощущается в крупных городах России, где приоритет трудоустройства граждан РФ оправдан, однако не стоит забывать и о регионах, в которых отсутствует такой профицит иностранной рабочей силы и некоторые должности могут быть успешно заняты мигрантами.
Стоит отметить, что приоритет трудоустройства граждан РФ на региональном уровне уже содержится в правовых актах. Так, согласно разделу 2 Постановления Правительства Москвы № 718-ПП от 12 декабря 2012 года, в городе Москве при регулировании рынка труда должен соблюдаться приоритет трудоустройства жителей города Москвы, что обеспечивается совместными усилиями Правительства Москвы, московскими объединениями профсоюзов и работодателей.
Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что введение приоритета трудоустройства граждан РФ должно учитывать статистические показатели рынков труда отдельно взятых регионов России. Перенаправление миграционного потока в малые города России может благоприятно сказаться на росте экономики, создать новые рабочие места. На данный момент остается ожидать издания законопроекта, конкретизирующего механизмы приоритетного трудоустройства граждан РФ – будет ли данный механизм введен повсеместно на федеральном уровне либо будет определен более гибкий порядок регулирования.
Опубликовано в журнале «Трудовые споры» № 7, 2013
http://levinebridge.com/ru/