Новые правила перевода денежных средств
9 июля вступило в силу Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств". Оно заменит собой большую часть норм Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"
Новые правила перевода денежных средств
9 июля вступило в силу Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение о переводе). Оно заменит собой большую часть норм Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение о безналичных расчетах), за исключением ч. II и Приложений 25 - 33, а также Положение Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение о безналичных расчетах физлиц).
Положением о переводе устанавливаются правила осуществления перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте РФ. Оно отражает изменения, произошедшие в российском законодательстве в результате принятия Федерального закона от 27.06.2012 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о платежной системе).
Большая часть норм Положения о переводе вступила в силу 9 июля, за исключением гл. 3 ("Особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы") и требований к максимальному количеству символов в расчетных документах, составляемых в электронном виде. Эти нормы вступают в силу позднее: с 1 января 2013 г. и с 1 апреля 2013 г соответственно.
В Положении о переводе объединены нормы об осуществлении переводов как физическими, так и юридическими лицами. Большая часть норм теперь едина для всех категорий плательщиков и получателей, однако для некоторых случаев установлен особый порядок регулирования, на что прямо указано в нормах Положения. Например, только физлица могут быть плательщиками при переводе денежных средств без открытия банковского счета, за исключением перевода электронных денежных средств (п. 1.4 Положения о переводе).
В Положении о переводе установлены правила осуществления переводов денежных средств на основании распоряжений, поданных как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
Особенность Положения о переводе в том, что оно содержит единые правила приема и обработки для всех распоряжений о переводе денежных средств. Порядок действий банка не зависит от вида расчетного (платежного) документа, который получает банк.
К расчетным (платежным) документам в соответствии с п. 1.12 Положения о переводе относятся:
-
платежные поручения,
-
инкассовые поручения,
-
платежные требования,
-
платежные ордера,
-
банковские ордера.
Для сравнения: в Положении о безналичных расчетах расчетными документами признавались платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения (п. 2.3 гл. 2 ч. I Положения о безналичных расчетах).
В соответствии с Положением о переводе плательщики могут закрепить в договоре с банком возможность составлять распоряжения на общую сумму с реестрами для осуществления переводов в пользу не только физлиц, но и любых иных получателей (п. 1.17 Положения о переводе). Кроме того, получатель денежных средств теперь также вправе составлять распоряжения, содержащие реестр нескольких плательщиков (п. 1.18 Положения о переводе). В договоре с банком может быть определено, что распоряжение с реестром получателей (плательщиков) может быть составлено для осуществления перевода денежных средств как лицам, являющимся клиентами одного банка, так и лицам, обслуживаемым разными банками.
Возможность перечислить денежные средства общей суммой платежным поручением с составлением реестра была предусмотрена в Положении о безналичных расчетах физлиц. В нем было указано, что если одно юрлицо направляет в банк платежное поручение на перечисление средств нескольким физлицам, например для выплаты заработной платы (п. 1.1.15 Положения о безналичных расчетах физлиц), оно может составить платежное поручение и использовать реестр, в котором должны быть указаны все физлица, реквизиты их счетов, суммы, подлежащие зачислению на их счета. При этом все физлица должны быть клиентами одного банка.
Плательщики и получатели средств в соответствии с Положением о переводе могут составлять распоряжение о переводе денежных средств, которое будет исполняться как один раз, так и периодически (п. п. 1.15 и 1.16 Положения о переводе). Ранее эту возможность имели плательщики-физлица при расчетах платежными поручениями (п. 2.4 Положения о безналичных расчетах физлиц). Плательщики - юрлица и индивидуальные предприниматели могли производить периодические платежи платежными поручениями в соответствии с условиями договора плательщика со своими контрагентами (п. 3.3 гл. 3 ч. I Положения о безналичных расчетах). В Положении о переводах не связывается возможность периодического перевода денежных средств с условиями договора плательщика (получателя) денежных средств со своим контрагентом.
В Положении о переводе, в отличие от Положения о безналичных расчетах, не содержатся общие требования к реквизитам распоряжений о переводе денежных средств. Вместе с тем в приложениях к Положению о переводе установлены перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера, а также их формы, которые по сравнению с Положением о безналичных расчетах остались неизменными.
В соответствии с Положением о переводе допускается использование распоряжений, для которых в самом Положении не установлены формы и перечень реквизитов. Реквизиты подобных распоряжений определяет банк либо получатель средств по согласованию с банком (п. 1.11 Положения о переводе).
По сравнению с Положением о безналичных расчетах Положение о переводе гораздо более детально регулирует правила приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.
Прием распоряжений к исполнению
Положение о переводе во многом повторяет нормы Положения о безналичных расчетах и Положения о безналичных расчетах физлиц, касающиеся правил приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств. Однако теперь эта процедура будет едина для любых видов распоряжений о переводе.
Пунктом 2.1 Положения о переводе установлена подробная процедура контроля банков за содержанием распоряжения о переводе денежных средств при приеме его к исполнению. Она состоит из ряда последовательных действий:
-
удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);
-
контроль целостности распоряжений;
-
структурный контроль распоряжений;
-
контроль значений реквизитов распоряжений;
-
контроль распоряжений на достаточность денежных средств.
Каждый последующий этап контроля наступает только после прохождения всех предыдущих этапов, а распоряжение принимается к исполнению, если оно прошло все этапы контроля. Отдельно указано, что если в отношении распоряжений, требующих акцепта плательщика, такой акцепт не был дан заранее, то контрольные процедуры проводятся только после его получения (п. 2.9.2 Положения о переводе).
1. Удостоверение права распоряжения денежными средствами
Правила удостоверения права распоряжения денежными средствами при приеме распоряжения о переводе, поданного на бумажном носителе, практически полностью дублируют соответствующие нормы Положения о безналичных расчетах и Положения о безналичных расчетах физлиц. В них установлены требования к наличию соответствующих подписей и печатей.
Удостоверение права распоряжения денежными средствами, если распоряжение передается в электронном виде, осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в п. 1.24 Положения о переводе (абз. 1 п. 2.3 Положения о переводе).
В случае применения электронного средства платежа вместо удостоверения права распоряжения денежными средствами проводится удостоверение права на использование электронного средства платежа. В Положении о переводе также есть соответствующие правила. Удостоверение права использования электронного средства платежа осуществляется кредитной организацией посредством проверки номера, кода и (или) иного идентификатора электронного средства платежа (абз. 4 п. 2.3 Положения о переводе).
2. Контроль целостности распоряжений
На данном этапе проводится проверка неизменности реквизитов распоряжения.
В распоряжениях на бумажном носителе проверяется отсутствие внесенных изменений, а в распоряжениях в электронном виде - неизменность реквизитов распоряжения (п. 2.4 Положения о переводе).
В Положении о безналичных расчетах была описана подобная форма контроля: в расчетных документах не допускаются помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости (п. 2.11 гл. 2 ч. I Положения о безналичных расчетах).
3. Структурный контроль распоряжений
В ходе данного этапа контроля проводится проверка установленных реквизитов, а для распоряжений в электронном виде также проверка максимального количества символов в реквизитах.
Банк проверяет, соответствует ли распоряжение установленной форме (если оно подано на бумажном носителе).
Положение о переводе предусматривает требования к максимальному количеству символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера, составляемых в электронном виде. Данная норма вступит в силу с 1 апреля 2013 г.
4. Контроль значений реквизитов распоряжений
Данный этап контроля заключается в проверке значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответствия в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства.
Положение о переводе возлагает на банк обязанность проверять наличие согласия третьих лиц на осуществление перевода, если такое согласие должно быть получено в соответствии с законом (п. 2.8 Положения о переводе).
Если для совершения перевода необходим акцепт плательщика, банк плательщика проверяет также наличие заранее данного акцепта либо направляет плательщику распоряжение получателя средств или уведомление для акцепта.
Заранее данный акцепт может касаться одного или нескольких счетов плательщика, одного или нескольких получателей средств, а также различных оснований для списания денежных средств со счета.
В Положении о переводе не содержится требование указывать мотивы отказа от акцепта. В Положении о безналичных расчетах, наоборот, устанавливалось, что в отказе от акцепта платежного требования плательщику необходимо сообщать мотивы отказа и ссылаться на договор с получателем (пункт, номер, дату договора) (п. 10.4 гл. 10 ч. I Положения о безналичных расчетах).
5. Контроль достаточности денежных средств
Положением о безналичных расчетах предусматривался порядок действий банка при расчете платежными или инкассовыми поручениями, если на счете плательщика недостаточно средств. Соответствующие положения содержались в разных главах Положения о безналичных расчетах (п. 3.6 гл. 3 ч. I и п. 8.9 гл. 9 ч. I Положения о безналичных расчетах). Положение о переводе устанавливает единые правила контроля за достаточностью денежных средств независимо от вида распоряжения о переводе денежных средств.
Достаточность проверяется исходя из остатка денежных средств на банковском счете плательщика на начало дня. Также учитываются денежные средства, поступившие на его счет (снятые со счета) на момент определения достаточности денежных средств (п. 2.10 Положения о переводе).
Вопрос о том, что произойдет с распоряжениями при недостаточности денежных средств, решается по-разному в зависимости от вида плательщика и от вида распоряжения. По общему правилу при недостаточности денежных средств на счете плательщика распоряжения не принимаются и возвращаются (аннулируются) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения.
Однако некоторые категории распоряжений о переводе, составленных юрлицами или индивидуальными предпринимателями, должны помещаться в очередь не исполненных в срок распоряжений. Это распоряжения о переводе денежных средств в бюджеты (а также распоряжения этой же и предыдущей очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом), распоряжения взыскателей средств, распоряжения, принимаемые банком к исполнению или предъявляемые банком в соответствии с договором (абз.10 п. 2.10 Положения о переводе).
Нормы Положения о переводе в части определения достаточности денежных средств отличаются от норм Положения о безналичных расчетах. В Положении о безналичных расчетах было указано, что при недостаточности денежных средств платежные поручения, инкассовые поручения и платежные требования, акцептованные плательщиком, добавляются в очередь "расчетные документы, не оплаченные в срок" (п. 3.6 гл. 3 ч. I и п. 8.9 гл. 8 ч. I Положения о безналичных расчетах). Впоследствии они оплачивались по мере поступления денежных средств на счет плательщика.
Отметим, что правила осуществления переводов денежных средств содержатся в Проекте Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - законопроекте, предполагающем внесение самого большого количества поправок к Гражданскому кодексу РФ за все время его действия.
Положения данного законопроекта в редакции, принятой в первом чтении, также содержат нормы о действиях банка в случае недостаточности денежных средств при расчете платежными поручениями. Так, для исполнения платежного поручения банк должен будет уведомлять об этом плательщика не позднее дня, следующего за днем приема к исполнению платежного поручения. И только в случае непоступления денежных средств в сумме, достаточной для исполнения платежного поручения, в семидневный срок банк вправе отказаться от исполнения данного платежного поручения, если иное не предусмотрено законом, банковскими правилами или договором.
Таким образом, нормами Положения о переводе, относящимися к банковским правилам, установлен иной порядок действий банков при недостаточности денежных средств на счете плательщика, касающийся не только расчетов при помощи платежных поручений, но также и любых иных видов распоряжений о переводе денежных средств. Так что даже в случае принятия законопроекта о внесении поправок к Гражданскому кодексу РФ в той же редакции, в которой он прошел первое чтение, будут применяться соответствующие нормы Положения о переводе.
Результатом всех названных процедур приема распоряжения к исполнению является либо прием распоряжений к исполнению, либо их возврат плательщику. Положение о переводе подробно регулирует документарное оформление как приема распоряжения к исполнению, так и отказа в приеме: сроки для совершения всех действий, наличие подписей должностных лиц банка и т.п.
Следует учесть, что банки могут устанавливать дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений, такие как контроль дублирования распоряжений, получение согласия кредитной организации плательщика на операцию с использованием электронного средства платежа.
Исполнение распоряжений
В Положении о переводе предусмотрены процедуры исполнения распоряжений о переводе денежных средств. Перечислены три возможные процедуры: исполнение, частичное исполнение и подтверждение исполнения распоряжения (п. 4.1 Положения о переводе).
Исполнение распоряжения может производиться посредством:
-
списания денежных средств с банковского счета плательщика;
-
зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;
-
выдачи наличных денежных средств получателю средств;
-
учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств
Также допускается частичное исполнение распоряжений в случаях, предусмотренных законодательством или договором.
Полное либо частичное исполнение распоряжений банк обязан подтвердить в порядке, установленном Положением о переводе. В зависимости от формы подачи распоряжения (в электронном виде, на бумажном носителе либо с использованием электронного средства платежа) применяются различные процедуры направления подтверждения плательщику (получателю) денежных средств (п. п. 4.5 - 4.9 Положения о переводе).
Дополнительно банки могут устанавливать (в частности, в договорах) иные процедуры исполнения распоряжений, включая порядок уточнения реквизитов распоряжений, возврата денежных средств, которые не могут быть зачислены (выданы) получателю средств, а также порядок исполнения распоряжений, включенных в реестры, в том числе частичное исполнение распоряжений.
Отзыв распоряжений
В Положении о переводе в соответствии с нормами Закона о платежной системе осуществление отзыва распоряжения о переводе денежных средств связывается с таким свойством платежа, как "безотзывность". Отзыв распоряжений о переводе возможен до наступления безотзывности перевода денежных средств (п. 2.14 Положения о переводе).
Согласно п. 7 ст. 5 Закона о платежной системе, если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств для перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Для перевода электронных денежных средств установлен другой момент наступления безотзывности: одновременное принятие оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшение остатка электронных денежных средств плательщика и увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств (п. п. 10 и 15 ст. 7 Закона о платежной системе).
Формы безналичных расчетов
Положением о переводе определяются формы безналичных расчетов. Перевод денежных средств осуществляется в рамках:
-
расчетов платежными поручениями;
-
расчетов по аккредитиву;
-
расчетов инкассовыми поручениями;
-
расчетов чеками;
-
расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
-
расчетов в форме перевода электронных денежных средств.
По сравнению с Положением о безналичных расчетах Положением о переводе добавлена только одна форма безналичных расчетов - расчет в форме перевода электронных денежных средств. Это связано с принятием Закона о платежной системе, который, во-первых, содержит определение термина "электронные денежные средства", а во-вторых, устанавливает правила их перевода.
Форму безналичных расчетов плательщики, получатели средств избирают самостоятельно, она может предусматриваться договорами с их контрагентами. Правила осуществления безналичных расчетов остались практически неизменными, кроме правил расчетов по аккредитиву, которые претерпели определенные изменения. Эти изменения будут рассмотрены более подробно.
Аккредитив
Положение о безналичных расчетах относит аккредитив к расчетным (платежным) документам и устанавливает его форму и требования к его реквизитам. Положение о переводе, напротив, не относит аккредитив к расчетным (платежным) документам и не содержит его форм. В нем есть только требования к информации, которая обязательно должна указываться в аккредитиве. Банк самостоятельно должен будет определять его форму и реквизиты.
Большинство сведений, которые должны включаться в аккредитив, и ранее необходимо было вносить согласно нормам Положения о безналичных расчетах. Однако установлены также дополнительные требования к содержанию аккредитива. В него обязательно должны входить сведения (п. 6.7 Положения о переводе):
-
о способе исполнения аккредитива,
-
о назначении платежа и о порядке оплаты комиссионного вознаграждения банков.
Вместе с тем в аккредитиве по общему правилу не нужно будет указывать наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправителя, грузополучателя, место назначения груза, как того требовало Положение о безналичных расчетах. Однако в Положении о переводе установлено, что в аккредитиве может быть указана и иная информация, а не только те сведения, что перечислены в п. 6.7 Положения о переводе.
Положение о переводе устанавливает два возможных способа исполнения аккредитива (п. 6.19 Положения о переводе):
1) непосредственно по представлении документов в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия банком решения о соответствии представленных получателем средств документов условиям аккредитива. При этом должно пройти не более трех рабочих дней после истечения пятидневного срока, установленного для проверки представленных документов;
2) с отсрочкой исполнения в определенную (определенные) условиями аккредитива дату (даты) или установленный срок, начиная с даты совершения определенных действий, включая представление документов, отгрузку товаров.
Условиями аккредитива может быть предусмотрен иной способ исполнения аккредитива.
Исполнение аккредитива может осуществляться третьему лицу, не являющемуся получателем средств, если возможность такого исполнения предусмотрена условиями аккредитива и исполняющий банк выразил свое согласие на исполнение аккредитива третьему лицу.
Исполнение аккредитива третьему лицу осуществляется на основании заявления получателя аккредитива об исполнении аккредитива третьему лицу.
ЗАО "Консультант Плюс"