Франчайзинг
Сегодня многих привлекает идея основания собственного бизнеса. Современная система бизнес-отношений более гибкая, нежели сотню лет назад, предлагает уже не только обычный вариант продажи товаров или услуг. Одним из видов такой деловой деятельности является франчайзинг.
Сегодня многих привлекает идея основания собственного бизнеса. Современная система бизнес-отношений более гибкая, нежели сотню лет назад, предлагает уже не только обычный вариант продажи товаров или услуг. Одним из видов такой деловой деятельности является франчайзинг. Преимуществ у такого бизнеса достаточно. Когда покупается франшиза популярного брэнда, то одновременно приобретается и множество клиентов, знающих раскрученную марку и желающих именно ей отдавать предпочтение. Компания-франчайзи получает готовую бизнес-идею, проверенные рецепты ведения дела, управленческие методики.
Франчайзинг — метод тиражирования успешных компаний и брендов. В общем смысле — это «аренда» торговой марки, когда ее владелец (франчайзер) дает пользователю (франчайзи) право на использование марки, репутации бренда и методов ведения бизнеса. Очень часто франчайзинг называют «бизнесом под ключ», когда покупатель франшизы получает готовую и проверенную бизнес-модель, и может сэкономить массу денег и времени, чтобы потратить их на развитие, а не на становление или выживание.
Покупка франшизы - вариант для тех, кто желает инвестировать, но не вполне готов создавать собственный бизнес с нуля. Франчайзинг дает возможность снизить риски банкротства нового предприятия и уменьшить начальные инвестиции. С другой стороны, покупатель франшизы не столь свободен в действиях, как владелец собственного бизнеса.
Перед покупкой франшизы тщательно подумайте, нужен ли вам для открытия бизнеса именно франчайзинг. Ведь франчайзи обязан четко соблюдать стандарты франчайзера и поэтому очень зависим от него. Помимо недостатков (ежемесячных выплат по франшизе, ограничения самостоятельности) есть и плюсы: возможность начать собственный бизнес под известным брендом, минимизация расходов на рекламу и продвижение продукции. В обмен на пользование известной маркой франчайзи должен делиться частью своей прибыли.
Перед выбором франшизы желательно встретиться с действующим франчайзи в соседнем регионе, узнать у него, как он работает с франчайзером, насколько тот лоялен и может идти на уступки, оправдались ли ожидания. Кроме того, предпринимателю стоит обратить внимание на следующие моменты: соответствует ли право пользования товарным знаком сроку заключения договора, что входит в первоначальный паушальный взнос и ежемесячные платежи — роялти, систему поддержки и обучения, а также контроля франчайзи.
Нужно обратить внимание на систему поставок, условия франшизы и возможности расторжения договора, на то, даются ли франчайзи специальные скидки по сравнению с оптовыми покупателями. Хорошим знаком являются централизованные договоры для франчайзи, когда все участники сети получают одинаковые скидки и срабатывает эффект масштаба.
Как работает франчайзинг
Классическая схема взаимоотношений правообладателя (франчайзера) и ее партнера-пользователя (франчайзи) выглядит следующим образом.
Для вступления в семью фирм, работающих под единой торговой маркой, франчайзи делает первоначальный взнос. Этот взнос именуется в иностранном праве как паушальный платеж. Российское законодательство ограничивается названием данного платежа как фиксированный разовый платеж. Это определенная, твердо зафиксированная в договоре сумма, которую франчайзи может выплатить единовременно или в рассрочку.
Уплатой фиксированного разового (паушального) платежа франчайзи демонстрирует серьезность своих намерений и одновременно получает за это технологии, ноу-хау и иную коммерческую информацию. Специалисты головной компании обучают его персонал и руководство, дают пошаговый план действий, необходимый для запуска бизнеса. Часто этот платеж называют «входным билетом в бизнес», потому что он является гарантией того, что пользователь будет выполнять условия договора и будет заинтересован в поддержании договорных отношений. Однако российские компании часто отказываются от применения первоначального взноса, считая, что его отсутствие является конкурентным преимуществом, привлекающим новых пользователей.
Бизнес пользователя (франчайзи) находится под пристальным вниманием правообладателя, который следит за соблюдением всех стандартов, принятых в его компании. Работая под торговой маркой франчайзера, франчайзи, как правило, еще регулярно выплачивает роялти. Их устанавливают в виде фиксированной суммы либо в виде отчислений от выручки или от прибыли. Часто в сумму роялти включается взнос в рекламный и маркетинговый бюджет франчайзера. То есть определенная часть роялти должна покрывать расходы франчайзера на рекламу и маркетинговые услуги.
Также вознаграждение может быть установлено в виде наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером. То есть франчайзер будет реализовывать вам товары по ценам, превышающим цену закупки у своих поставщиков. Сумма превышения и составит вознаграждение франчайзера.
Таким образом, подводя итог вышесказанному и исходя из норм российского законодательства, вознаграждение правообладателю (франчайзеру) может выплачиваться в следующих формах (ст. 1030 ГК РФ):
— в фиксированной разовой сумме (паушальный платеж);
— в фиксированной сумме или в виде отчислений от выручки (роялти);
— наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи (данная форма вознаграждения на российском рынке часто используется вместо роялти);
— в любой иной форме.
В договоре франчайзинга может быть прописано, что франчайзи выплачивает вознаграждение только в виде паушального платежа или только в виде роялти. Возможен и комбинированный способ: после заключения договора — паушальный платеж, и в течение срока его действия — ежемесячные или ежеквартальные роялти.
Плюсы и минусы франчайзинга для индивидуального предпринимателя
Какие же преимущества франчайзинга могут заинтересовать российских индивидуальных предпринимателей?
Как говорилось выше, это возможность на более выгодных условиях открыть собственное дело: предприниматель получает преимущества участия в крупной торговой сети, возможность снизить первоначальные издержки, использовать услуги маркетинговой и рекламной службы франчайзера, получать от него постоянную поддержку.Главное преимущество франчайзинга для начинающих предпринимателей в том, что он позволяет сэкономить время и силы, которые уходят на формирование структуры любого нового бизнеса — системы поставок, продаж, маркетинга, работы с персоналом. Предприниматель приобретает у крупной известной компании право пользоваться ее интеллектуальной собственностью, такой, как торговая марка, технология производства и продажи продукта, стандарты обслуживания.
При этом совершенно не важно, является ли индивидуальный предприниматель действующим, или только недавно получившим этот статус. Главное — это отвечать требованиям, предъявляемым франчайзером. Как правило, речь идет о наличии собственного или арендованного помещения, небольшого стартового капитала, опыта работы и даже просто желания работать.
Франчайзинг является уникальным правовым средством, которое обеспечило сочетание единой коммерческой политики крупных компаний с инициативой и предприимчивостью начинающих бизнесменов или собственников небольших розничных предприятий. Крупные компании получают возможность распространить свое влияние на розничную сеть, расширить сбыт, улучшить рекламу, наконец, просто получить вознаграждение.
При всех положительных моментах франчайзинга ему присущи и некоторые недостатки:
Предприниматель и компания-франчайзер, заключив договор, становятся элементами единой франчайзинговой системы, то есть оказываются зависимыми друг от друга. А это ограничивает инициативу. Предприниматель должен подготовиться к тому, что головная компания будет пристально следить не только за его финансовыми успехами, но и за тем, как он соблюдает все правила, установленные договором франчайзинга. Самая большая проблема, с которой может столкнуться предприниматель, — это необдуманные шаги головной организации.
Еще один недостаток договора коммерческой концессии: необходимость двойной регистрации — в Роспатенте и Регистрационной палате.
Также к числу недостатков относится отсутствие достаточной правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения. Именно поэтому некоторые компании отказываются от применения единого договора франчайзинга и заменяют его пакетом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной системы). Например, некоторые компании не заключают договор франчайзинга, а подписывают со своими партнерами: лицензионный договор, договор комиссии, займа и продажи оборудования (может быть заменен на договор лизинга). Иные компании регламентируют отношения с франчайзи договорами о поставках продукции и аренды торгового места (павильона, киоска). Даже многие из тех компаний, которые используют договор концессии, вместе с ним подписывают еще и лицензионный договор, и договор поставки (либо договор о сотрудничестве). Все это чревато возникновением споров.
Договор франчайзинга
В России франчайзинг в настоящее время используется главным образом иностранными предпринимателями и носит название коммерческая концессия. Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Такая цель договора вытекает из п.2 ст. 1027, ст. 1030, п.2 ст. 1031, ст. 1032 ГК РФ. Пользователь обычно выступает и в качестве производителя (продавца) этих товаров (работ, услуг). Таким образом, договор коммерческой концессии призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг. Пользователь вместе с исключительными правами, служащими средством индивидуализации основного производителя, получает и его товары (производственные навыки, опыт). Правообладатель, в свою очередь, расширяет свой сбыт, обеспечивает себе возможность в дальнейшем продавать через пользователя новые партии товаров.
Франчайзинг оказался уникальным правовым средством, которое обеспечило сочетание единой коммерческой политики крупных компаний с инициативой и предприимчивостью собственников розничных предприятий. И те, и другие оказались крайне заинтересованы в новой форме сотрудничества. Крупные компании получили возможность распространить своё влияние на розничную сеть, расширить сбыт, улучшить рекламу, наконец, просто получить вознаграждение, и в то же время избежать ненужных потерь в связи с не подконтрольностью им розницы. Мелкие же торговцы, сохранив свою имущественную самостоятельность, получили преимущества участия в крупной торговой сети, снизили свои риски, увеличили объём продаж, а, в конечном счете, улучшили условия использования принадлежащего им имущества.
Элементами договора коммерческой концессии являются его стороны – правообладатель и пользователь, предмет, цена, срок, форма и содержание. Правообладатель – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Он должен быть надлежащим образом легитимирован как обладатель этих прав. Правообладатель должен быть предпринимателем (п.3 ст. 1027 ГК РФ). Это означает, что он использует принадлежащие ему исключительные права в процессе коммерческой деятельности. Пользователь – лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Он также должен быть предпринимателем в момент заключения договора коммерческой концессии (п.3 ст. 1027 ГК РФ). В интересах пользователя установлен ряд ограничений автономии воли правообладателя, как при заключении договора, так и в процессе его исполнения (ст. 1033, 1034, 1035 ГК РФ и др.). В договоре коммерческой концессии не могут участвовать не коммерческие организации и государство (государственные и муниципальные образования). Этот запрет распространяется и на те случаи, когда соответствующим субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (ч.2 п.5 ст.50 ГК РФ). Предмет договора коммерческой концессии – исключительные права, принадлежащие правообладателю. К этим правам законом отнесены, в частности, права на фирменное наименование (фирму), на коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Иными словами речь идёт об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 138 ГК РФ), и прежде всего о тех из них, которые направлены на индивидуализацию продукции (работ, услуг).
Ценой договора коммерческой концессии является вознаграждение, которое подлежит уплате правообладателю пользователем согласно ст. 1030 ГК РФ. Исключительные права каждого правообладателя по своей природе уникальны, поэтому плату за пользование ими на основании п.3 ст.424 ГК РФ определить нельзя. Договор коммерческой концессии может быть заключен на определённый срок или без указания срока (п.1 ст. 1037 ГК РФ). Определённый срок должен быть установлен в договоре способами, предусмотренными ст. 190 ГК РФ. Если срок в договоре не указан, договор коммерческой концессии считается заключенным без указания срока. В этом случае любая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок (п.1 ст. 1037 ГК РФ).
Форма договора коммерческой концессии определяется ст. 1028 ГК РФ. Договор должен быть заключён в простой письменной форме, несоблюдение которой влечёт его ничтожность.
Также он подлежит обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация договора коммерческой концессии производится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя (абз.1 п.2 ст. 1028 ГК РФ). Если правообладатель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется тем органом, в котором был зарегистрирован пользователь. Содержание договора коммерческой концессии образуют взаимные права и обязанности сторон.
Обязанности правообладателя:
1. обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору:
а) передать техническую и коммерческую документацию (планы, расчёты, чертежи);
б) проинструктировать пользователя и его работников по вопросам осуществления прав, переданных по договору;
в) предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
2. выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;
3. обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии;
4. оказание пользователю постоянного технического и консультативного содействия;
5. контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем на основании договора;
Обязанности пользователя:
1. осуществлять комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора, в установленном объёме и надлежащим образом (п.2 ст. 1027, ст. 1032 ГК РФ);
2. своевременно выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение (ст. 1030 ГК РФ);
3. обеспечивать соответствие качества производимых им на основании договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
4. оказание покупателям всех дополнительных услуг, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар непосредственно у правообладателя.
27-06-2011 | Исаева Светлана Сергеевна
|